Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Советы родителям первоклассников

Дата: 8 октября 2018 в 12:41, Обновлено 17 октября в 00:21
Автор: Акулич В. Н.

 Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников и их родителей к обучению в школе

Адаптация (от «adaptio» — приспособление) — процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения человека к новым условиям существования. Для ребёнка адаптация к школьному обучения — это очень напряжённый период, так как перед ним ставятся задачи, которые не связаны с его предыдущим опытом, требующие максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Задача родителей — помочь своему ребёнку адаптироваться к школе, задача учителя — создать для каждого первоклассника такие условия, при которых этот процесс произойдёт за более короткий промежуток времени.

Виды адаптации: 

Физиологическая адаптация определяется состоянием здоровья ребёнка.

 Психологическая адаптация заключается в перестройке динамического стереотипа в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

 Социальная адаптация — активное приспособление к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, в результате которой формируются новые способы поведения с учителем и сверстниками, а также умения работать на занятиях коллективно и в определённом темпе.

Дезадаптация — нарушение приспособления первоклассника к условиям обучения в школе. Неспособность ребёнка к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, в отношениях с одноклассниками, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов.

Причины школьной дезадаптации: внутренние и внешние.

Внутренние причины школьной дезадаптации — это «проблемы ребёнка». Одной из главных внутренних причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым существующей системой обучения, иначе говоря, отсутствие «школьной зрелости». В числе других внутренних причин можно назвать следующие: неудовлетворительное состояние здоровья; недостаточный уровень интеллектуального развития ребёнка, социальная незрелость, неумение общаться с окружающими.

Внешние причины школьной дезадаптации — это «проблемы учителя»: сама личность учителя, стиль отношений учителя с детьми и их родителями и т. п.

Чаще всего внутренние и внешние причины существуют взаимосвязано и приводят к определённым трудностям в обучении и общении первоклассников.

Советы родителям для разрешения основных проблем дезадаптации ребёнка к обучению в школе:

! Смена режима сна и питания. Постарайтесь заранее соотнести режим дня ребёнка с режимом дня школьника.

! Смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного периода. После школы ребёнок должен отдохнуть, подышать свежим воздухом, поиграть.

! Увеличение времени, проводимого без двигательной активности, сидя за партами. Как можно больше двигательной активности! У ребёнка должно оставаться достаточно времени для игр.

! Необходимость самостоятельно организовать своё рабочее место, достать учебники, тетради, пенал, ручку из портфеля и разложить их на парте. Позвольте ребёнку участвовать в выборе школьных принадлежностей, научите его быстро доставать их из портфеля, самостоятельно дома организовывать своё рабочее место.

! Увеличение объёма интеллектуальной нагрузки. Ребёнок имеет право на ошибку. Не пугайте его будущими трудностями в школе!

! Необходимость полного самообслуживания в гардеробе, столовой, туалете. Приучайте ребёнка к самообслуживанию.

! Необходимость правильно реагировать на условные сигналы — звонок на урок и перемену; подчиняться правилам поведения на уроке — сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции. Обсудите с ребёнком школьные правила, объясните их необходимость и целесообразность.

! Смена стиля общения с учителем. В жизни вашего ребёнка появился новый авторитетный человек — учитель. Уважайте мнение ребёнка о своём педагоге.

! Необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками. Учите ребёнка дружить на своём личном примере.

! Неумение внимательно слушать объяснение учителя и его инструкции. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими и спокойными.

! Неумение ребёнка правильно держать ручку и карандаш. Следите, как ребёнок держит ручку, карандаш, так как рука намного быстрее устаёт, если держать ручку неправильно. До школы ребёнок должен как можно больше рисовать и раскрашивать.

! Бедный словарный запас, неумение строить сложные предложения, объяснять, рассуждать. Как можно больше читайте и рассказывайте ребёнку, учите его пересказывать прочитанное вами, учите с ним наизусть стихотворения, загадки, песни и т. д.

! Много времени ребёнок проводит за компьютером, телевизором. Такие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.

Правила успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, которые необходимо знать родителям.

  • Показывайте своему ребёнку, что вы его любите таким, каков он есть, а не только за его достижения.
  • Хвалите своего ребёнка за дела, поступки, успехи не менее семи раз в день. Если не за что похвалить, придумайте и создайте для него ситуацию успеха.
  • Почаще говорите своему ребёнку, что вы им гордитесь и за что. Пусть он поверит в свои собственные силы.
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.
  • Честно и терпеливо отвечайте на любые вопросы ребёнка. Учите его задавать вопросы учителю, одноклассникам.
  • Поддержите ребёнка в его желании добиться успеха. В каждом выполненном задании обязательно найдите то, за что его можно эмоционально поддержать и похвалить.
  • Находите каждый день время, чтобы поговорить с ребёнком о школьных успехах и трудностях, о его друзьях и отношениях с ними. Обязательно похвалите его и расскажите о том, как вы сами учились в первом классе.
  • Если вы не знаете, как вести себя с ребёнком, поставьте себя на его место, так вы поймёте причину его поведения или поступка.
  • Почаще просите у ребёнка совета: к придумайте для этого ситуации, аналогичные тем, которые могут произойти у него в процессе обучения и воспитания.
  • Приучайте быть ответственным за свои поступки и действия, а также за их последствия.
  • Берегите здоровье ребёнка, не срывайте на нём своё плохое настроение или самочувствие.
  • Если вы заметили у вашего ребёнка первые признаки дезадаптации, не стесняйтесь обратиться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.