В 2024/2025 учебном году в государственном учреждении образования «Лельчицкая средняя школа №2 мени М.Д.Некрашевича» функционируют 11 классов интегрированного обучения и воспитания, в которых обучаются по программе специальной школы для детей с трудностями в обучении 9 учащихся, первого отделения специальной школы для детей с нарушением слуха 2 учащихся, первого отделения специальной школы для детей с интеллектуальной недостаточностью 3 учащихся.
Основной целью интегрированного обучения и воспитания являются реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Сравнительный анализ соотношения общего количества учащихся по школе и учащихся с ОПФР в классах интегрированного обучения
Учебный год |
Общее кол-во учащихся в школе |
Кол-во классов интегри- рованного обучения |
Кол-во учащихся с ОПФР |
% от общего количества учащихся по школе |
2020/2021 |
644 |
8 |
15 |
2,3 |
2021/2022 |
608 |
8 |
12 |
1,9 |
2022/2023 |
586 |
9 |
13 |
2,2 |
2023/2024 |
590 |
10 |
15 |
2,5 |
2024/2025 |
557 |
11 |
14 |
2,5 |
Работает пункт коррекционно-педагогической помощи, занятия в котором организованы для 68 учащихся.
Коррекционная работа с детьми с ОПФР в ПКПП осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятий по расписаниям, составленным с учетом санитарно-гигиенических требований и утвержденным директором школы. Динамика развития обучающихся отражается в речевых профилях в виде диаграмм два раза в год (сентябрь, май).
Коррекционно-педагогическое планирование учителями-дефектологами ПКПП разработано и реализуется с учётом структуры и степени нарушений развития, выявленных у детей, и базируется на программном материале в рамках целостного подхода к коррекции имеющихся нарушений, отражается индивидуализация на групповых занятиях.
Со всеми обучающимися спланирована коррекционно-педагогическая работа, направленная на формирование общих способностей учебной деятельности, на максимальную компенсацию и коррекцию имеющихся особенностей развития у детей, на создание атмосферы психоэмоционального комфорта и позитивного отношения к занятиям в ПКПП и учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования.
Систематизирована работа по включению детей с особенностями во все проводимые общешкольные мероприятия – выставки творчества, праздники, трудовые коллективные дела, привлекаются к спортивным мероприятиям с учетом их потенциальных возможностей.
В учреждении образования организована работа по обеспечению социально педагогической поддержки учащихся и оказания им психологической помощи.
Коррекционно-образовательный процесс с учащимися с ОПФР осуществляют 4 учителя – дефектолога, в соответствии с Инструкцией об организации интегрированного обучения и воспитания все имеют высшее специальное (дефектологическое) образование, все имеют высшую квалификационную категорию
Педагогами внедряются современные информационные и коммуникационные технологии в образовательный и коррекционный процесс с учащимися с особенностями психофизического развития. Учителя-дефектологи участвуют в работе педагогического совета учреждения образования, районных, областных конкурсах, методических объединениях, консультируют педагогов учреждения образования по вопросам индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, осуществляют связь с законными представителями детей, путем участия в родительских собраниях, проведения консультаций.
В учреждении образования функционирует кабинет по оказанию коррекционно- педагогической помощи. В кабинетах прослеживается зонирование, имеется необходимая мебель, демонстрационный и раздаточный материал, наглядные пособия для выполнения логических упражнений, материалы для развития восприятия, внимания, памяти и мышления, учебные пособия и программы для специальных школ.